Мария Сперанская,
Театральная касса, Март 2009
Вор
Трепетный и хрупкий любовный дуэт, за которым хочется наблюдать бесконечно. Он - странноватый тип, нервный, дерганный, быстроглазый, с какой-то явной червоточиной в душе, при этом сентиментальный и мечтательный. Она — совсем еще юная, почти ребенок, неулыбчивая, прямая, с упрямо сжатыми губами и неожиданным чувством собственного достоинства. Они практически не смотрят друг на друга, не делают признаний, не задыхаются в эротических объятиях, но воздух вокруг словно звенит от нежности и страсти, и это самые сильные сцены в спектакле, которые играют опытный Алексей Шевченков (Винченцо Де Преторе) и начинающая Мария Козлова (Нинучча).
Пьеса Эдуардо де Филиппо о воре с Неаполитанских окраин Винченцо и мойщице бутылок Нину, которую он мечтает сделать королевой, поставлена Юрием Клепиковым на контрасте смены ритмов, красок, настроений. Вот пестрая, говорливая, кружащаяся толпа итальянцев и итальянок, среди которых можно даже угадать намек на сходство с Софи Лорен, Клаудией Кардинале, Анной Маньяни, а вот камерное соло Нинуччи, молящейся в соборе. Вот ее же безэмоциональный, статичный диалог с доном Чиро (Анатолий Морозов), и вскоре — многонаселенная сцена в раю, где ангелы в простынях, перешептываясь и улыбаясь, купают Господа Бога, сидящего в кадке. По жанру — это трагикомедия, где любая ситуация — мотив и для улыбки, и для грусти — как повернуть, и все же, даже самые смешные моменты здесь — с горьковатым привкусом. Все потому, что по-настоящему герои не счастливы, они лишь испытывают иллюзию счастья, рассеивающуюся в первую же секунду случайного, но рокового выстрела. Своего героя Де Филиппо убивает буквально накануне свадьбы, как раз в тот момент, когда тот уверен, что в его жизни все наладилось. Ведь вор, оставаясь вором, всерьез полагает, что договориться можно не только с собственной совестью, но и с теми, кто наблюдает за деяниями смертных с небес. Тема расплаты за грехи является доминирующей в этом умном и по-хорошему провокационном спектакле, сильном не только внимательной режиссурой и работами главных героев, но и запоминающейся игрой в эпизодах. Татьяна Мухина (любопытная хозяйка, у которой Винченцо снимает комнату, знающая о жизни все), Анатолий Морозов (дон Чиро — немногословный, мудрый, по отечески сочувствующий Нинучче), Валентин Самохин (растерянный Святой Иосиф, попавший в двусмысленную ситуацию), Евгений Сущев (ироничный и бесконечно добрый Господь Бог, терпение которого — на грани) показывают отменное владение материалом и понимание режиссерской задачи, перенося зрителей в атмосферу, созвучную с незабываемой атмосферой Феллиниевских фильмов.