Ольга Кунгурцева,
Газета "Известия в Украине", 23 марта 2008г.
Алексей Шевченков: «Свою цистерну я уже осушил»
У звезды телесериала «Заколдованная любовь» заслуженного артиста России Алексея Шевченкова вся жизнь — сплошные контрасты. Из многочисленных праздников больше других уважает 8 Марта, на собственном дне рождения грустит, а Новый год и вовсе терпеть не может.
Не хочет, как все, покупать елку, потому что так нужно, не любит традиционный оливье. Да и в еде не увлекается новомодными суши, а вот макароны по-флотски да картошку с мясом — это понимает. По натуре Алексей — милейший человек, романтик, добрая открытая душа. А вот в кино его герои все сплошь насильники, убийцы, наркоманы и отморозки. О своих судьбоносных несовпадениях Алексей Шевченков рассказал корреспонденту «Известий в Украине» Ольге Кунгурцевой.
«Я был уверен, что из театрального института меня скоро выпрут»
вопрос: Для слуха людского фамилия Шевченко куда более привычна, нежели Шевченков. Откуда лишняя буква взялась?
ответ: А я по паспорту Шевченко. Букву «в» сам добавил. Из-за отца. Это наши семейные дела, вы уж извините. Когда я начал учиться в Санкт-Петербурге, вообще хотел взять фамилию матери и стать Коршуновым. Но рано начал сниматься, и замелькал в титрах уже как Шевченков. Подумал: пока документы переоформлю — пройдет много времени, решил оставить все, как есть.
в: Вы родились в городке Черняховске Калининградской области. Наверняка отправились поступать в Питер, а не в Москву, как принято, потому что у вас там жили какие-то родственники, знакомые?
о: Ни родственников, ни друзей, ни знакомых. Просто по своей энергетике Питер всегда был для меня намного теплее, чем Москва. А из всех существующих на свете театральных вузов знал один ЛГИТМиК. Когда в Питер ехал, даже понятия не имел, что впереди меня ожидают отборочные туры: первый, второй, третий. Единственное, что вез с собой из собственного творческого наследия — подписанную фломастером грамоту театрального кружка, который я посещал ровно две недели. А из еды — баночку с курочкой и пучок зеленого лука. Первую ночь провел на вокзале. Есть очень хотелось, но я птицу экономил, денег было мало. Когда совсем припекло, вытащил заветную курочку и начал по чуть-чуть отклевывать. Вдруг мужик какой-то непонятный заработать предложил, вагон разгрузить. А сам за разговором к курочке моей по полной программе приложился. Когда он приговорил ее до конца, то попросил меня подождать, пока он с кем надо, значит, договорится — пропал. Так что остался я один на один с зеленым лучком.
На следующее утро предстал я перед приемной комиссией. А поскольку не знал, что заранее нужно было готовиться, читал все, что мог. Начал с отрывков из Абрамова. Не помню, как произведение называлось, но что-то очень душещипательное о лошадях. Когда у меня покатилась слеза, и я решил, что вместе с ней я сразил всех наповал, неожиданно встала председатель приемной комиссии и грозно оборвала: «Что ты здесь нюни распустил, сопли развесил? Давай что-нибудь пободрее да повеселее». Я заныл басню «Волк и ягненок», потом бодренько прокричал «Василия Теркина». А на третьем туре выбрал ни много ни мало монолог Счастливцева. Словом, приняли меня с первого раза на курс Дмитрия Астрахана, хотя я до последней минуты был уверен, что это ошибка, и что меня скоро выпрут.
в: До поступления вы хоть раз в театре были?
о: Ни разу.
в: Откуда же такое желание стать актером?
о: Из любви к кино. По натуре я романтик, всегда мечтал нести людям разумное, доброе, вечное. Дома для своих будущих деяний научился играть на гитаре, даже песни сочинял, потом в театральный поступил.
в: Во время учебы любовных увлечений много было?
о: Нет. Все больше робкие попытки. Провинциал, попавший в большой город и получивший хоть какой-то шанс, считает его единственным. Была, впрочем, девушка-сокурсница, хороший человек. Вместе мы прожили пять лет. Так что ходок из меня не ахти, на приключения Казановы личная жизнь явно небогата. Зато нарушали мы с ребятами дисциплину, хулиганили и выпивали на славу, за что в милицию попадали. Но что касалось обучения, в нем я полнейший «ботаник», работал на полную катушку.
«По 8 часов в день сидел в гипсовом костюме»
в: Правда, что на первом курсе вы снялись у самой Киры Муратовой?
о: Да, в фильме «Увлеченья», в 1993 году. Я играл калеку, у которого переломаны обе ноги, рука, шея и ключица. В течение недели каждый день по 8 часов сидел, как памятник в гипсовом костюме. Я не мог ни есть, ни пить, ни передвигаться. С места на место меня на каталке перевозили. Сходить в туалет — целая проблема. Но я был очень счастлив, радовался, как щенок, хотя совершенно не понимал, куда попал и что делаю. Помню, спросил у Муратовой: «Почему мой герой так поступает?» Кира Георгиевна лаконично ответила: «А он человек такой». Я как-то все быстро уразумел.
Вскоре мы встретились с ней еще раз в картине «Три истории». Так что изначально судьба была ко мне благосклонна. Перед окончанием института мы с однокурсником стали лауреатами Всероссийского театрального конкурса «Антрэ», и нас пригласили поработать в Москве. Я в это самое время снимался в Белокаменной в «Стрингере». Пока шли съемки, мы с другом показывались в разные театры. Но Москва питерцев всегда недолюбливала. Пришлось все начинать с нуля. Сперва устроились в небольшой театрик «Чертаново», а в 1997-м волею случая я попал в театр под управлением Армена Борисовича Джигарханяна, где служу по сей день.
в: Большую часть времени Армен Борисович проводит в Америке. Он успевает вами заниматься?
о: Джигарханян уезжает туда только на лето и новогодние каникулы. А так весьма интенсивно занимается театром и очень нас любит.
в: Теперь плавно перейдем к вашим киноработам. Почему так получается, что вы играете если не бандита, то наркомана, если не наркомана, то зека, если не зека, то насильника? Однажды героя Миши Ефремова зверски зарезали.
о: Это от меня не зависит. Что предлагают, на то и соглашаюсь. Жить-то надо. Своих героев я пытаюсь оправдать. Думаете, приятно играть махровых подонков? У меня в этом плане была показательная история. В сериале «Дальнобойщики» я играл отморозка, который изнасиловал кавказскую девушку и потом за ним гнались ее родственники. Снимали мы в Адыгее, и надо было такому случиться, что именно в те дни эту серию показали по телевизору. По законам гостеприимства старейшины поселка пригласили съемочную группу к столу. Вдруг посередине застолья они у меня неласково спрашивают: «Почему ты так поступил с девушкой?» Я давай объяснять: «Это кино, сказка». Но они резко оборвали: «Почему смеешься? Мы с тобой серьезно разговариваем. Что-то не то в тебе кроется. Раз так сыграл, значит, такой в жизни». Разговор был долгий, очень неприятный. Когда вроде бы все улеглось, мы подняли тост за примирение и понимание, один из них как-то спокойно и холодно глядя мне в глаза произнес ледяным тоном: «Если бы эту серию показали не два дня назад, а сегодня, мы бы тебя убили». С тех пор я своих героев пытаюсь сделать хоть немного да симпатичными, иногда даже обаятельными.
в: В фильме «Небо и земля» ваш герой — и наркокурьер, и наркоман. Вы сами наркотики пробовали?
о: Никогда. Разве что «травкой» несколько раз побаловался, так это сущая ерунда. Многие мои коллеги делают это из любопытства. Но поскольку ничего интересного не находят, то быстро остывают. Вот алкоголь намного страшнее. Я ведь не скрываю, что в свое время пил, и пил крепко. Такие чудеса творил, столько ошибок совершил — вспоминать не хочется.
В: Сами бросили или медицина помогла?
о: Сам. Здесь все зависит от того, насколько человек болен. Я был зависим. Зато сегодня твердо знаю: мне противопоказан даже грамм спиртного. Прошло время, а с ним напрочь растворилось желание выпить. Кто его знает, может, я и смог бы позволить себе пивка, но зачем? Во-первых, какой толк от одной бутылки? А то, что за ней пойдет еще одна-другая, а там и водочка подтянется — не вопрос. Нет, свою цистерну я точно осушил.
«Я чуть не погиб в водовороте».
в: Писали, что в фильме «Тайга. Курс на выживание» вы могли утонуть. Это правда?
о: Так и было. Перед съемкой место в реке, где мне предстояло бултыхаться, внимательно изучили каскадеры, облазили все пороги и воронки. А одну не заметили. Одели на меня гидрокостюм, в нем даже если захочешь утонуть — не утонешь. Я поплыл, но вдруг меня начало засасывать в воронку. Уши от давления заложило. Глаза открыл уже под водой — и тут стало по-настоящему страшно. Сверху вода чистая-чистая, хочется вдохнуть воздуха, а воздуха нет. Я понял, отчего люди тонут: паника охватывает оттого, что дышать нечем. Только попытался всплыть, как что-то по голове ударило — один раз, второй. Оказалось, что это было бревно от разрушенного плота. Его, как и меня, закрутило в водовороте, дерево стало торчком и давай меня по голове колошматить. Дальше рюкзак затянулся на шее. Но сработал инстинкт самосохранения. Я на уровне интуиции вспомнил, что из воронки надо выплывать вбок, ближе ко дну. Поднырнул, начал загребать в сторону — меня вытолкнуло наверх, словно поплавок. А режиссер с оператором на берегу так ничего и не поняли, продолжали снимать.
С тех пор я дал себе зарок не участвовать в сложных трюках. Во-первых, непонятно, зачем рисковать жизнью, во-вторых, есть люди, которые это делают профессионально. Зачем у них хлеб отбирать?
в: Что в таком случае занесло вас в нашу «чудную» нетленку — сериал «Пять минут до метро», над которым не потешался разве что ленивый? Правда, в нем вы, хвала Богу, не убийца, не наркоман, а положительный завязавший алкоголик.
о: Если честно, то вначале я переживал, что согласился, раньше в «мыле» ни разу не участвовал. Существует расхожее мнение, дескать, это подкашивает рейтинг актера. А потом спросил себя: «Ты забыл, какая у тебя профессия? Ты актер, значит, должен играть для разных зрителей. Фильмы смотрят не только критики, снобы и гламурная публика. В первую очередь твои почитатели — обычные люди, многие из которых в преклонном возрасте. Они выбирают сериалы, волнуются за героев, переживают, потом обсуждают. А раз смотрят — значит, этот жанр нужен». Скажу со всей ответственностью: в тех же «Пяти минутах до метро» у меня есть несколько сцен, которыми я очень доволен, поскольку нигде еще так хорошо не играл.
в: Сейчас на телеканале «Интер» с успехом идет сериал «Колдовская любовь», вы в нем играете участкового, который лихо разъезжает на своем «бобике» по проселочным дорогам. А у вас какое-нибудь авто имеется?
о: Нынче мое авто покоится на помойке.
в: Разбили?
о: Нет, вначале машина задымилась — замыкание. Решил: «Ладно, потом починю». К тому же начались съемки «Пяти минут». Все прошлое лето ушло на «Колдовскую любовь». За это время с машины потихоньку сняли номера, потом колеса. Однажды подошел на нее родимую поглядеть, а в салоне бомж спит. Я рукой махнул. «Семерка» — не та модель, из-за которой стоит убиваться, восстановление обойдется дороже. Так и живет мря бедолага на помойке, детишки ней в домик играются.
в: У вас есть семья?
о: Я недавно женился. Жена — актриса Ольга Шевченкова. Но вы вряд ли ее знаете, она лишь в прошлом году институт закончила. Мы вместе работаем в театре Армена Джигарханяна.
в: Пристроили по блату?
о: Буду откровенен: если бы я хлопотал за нее перед Арменом Борисовичем, то первый, у кого в случае провала полетела голова с плеч — это я. Перед тем, как показать Олю Мастеру, я с ней очень серьезно занимался. Порой из чуткого режиссера превращался в деспота, тирана и мучителя. С одной стороны, вроде бы спокоен, что моя половинка хорошо устроена, но с другой — понимаю, что любые поблажки недопустимы.
в: Скажите, а в театре Армена Борисовича вы по-прежнему насильник да убийца или репертуар все-таки сменен?
о: Здесь у меня репертуар самый разнообразный: от Джулиана в «Крошке Алисе» до «Дон Жуана», где играю его слугу Сганареля. Хотя мечта моя хрустальная — Дон Жуан. Там ведь дело не в красоте и не обаянии, там совсем другая история. Кто знает, может быть, со временем ей суждено будет сбыться.