Ольга Игнатюк,
Газета "Культура", №43 (7604) 1 - 7 ноября 2007г.
'Грустная история'
Эту пьесу Валерий Мухарьямов написал по рассказам Исаака Зингера.
Польские евреи-эмигранты живут в Америке. Живут невесело, тоскуют, поскольку уже немолоды, а прожитая на чужой земле жизнь никого из них не сделала счастливым.
(продолжение)
Дом главного героя Гарри, которому стукнуло уже 82, до сих пор завален нераспакованными вещами, готовыми к переезду в какую-то другую жизнь, и грусть этого кочевого эмигрантского быта считывается мгновенно. Сам Гарри, больной и одинокий, давно похоронивший свою семью, заполняет досуг просмотром старых фильмов времен его молодости, и один из них - "В джазе только девушки" - показывают сейчас на заднике сцены, присоединяя всех нас к этому уединенному домашнему просмотру. Старика навещает его приятель Марк, делающий ему внутримышечные уколы - и Марк-то, впрочем, со своей семьей собирается вот-вот переехать в Израиль, покинув Америку, а заодно и Гарри. То и дело появляются две пожилые соседки, под разным предлогом проникающие в квартиру Гарри - как свободного и завидного жениха. Все они, в общем, небедные люди, эти вдовцы и вдовы, но, как все старики, бесконечно одинокие и потому осуществляющие постоянные попытки приткнуться друг к другу.
История о том, как старый эмигрант чуть не женился и уже ликовал в преддверии своей свадьбы, поставлена Юрием Клепиковым бесхитростно и просто и относится к разряду "простых человеческих сюжетов". Где люди выходят на сцену исключительно для того, чтобы рассказать нам свою жизнь, а также поговорить о ней с соседом по дому. Их характеры статичны, поскольку развиваться им уже поздно, а вот сюжет делает мгновенный вираж, ведущий к стремительному финалу, туманящему наши глаза слезой сострадания. Гарри таки влюбляется в свою соседку Этель, делая ей предложение руки и сердца, они уже мечтают о дальнейшей счастливой жизни, но внезапно Этель кончает жизнь самоубийством, разбивая душу бедного старика.
Впрочем, до наступления сего печального конца зрительный зал имел возможность непрерывно смеяться. Герои-то ведь смешны, крайне забавны. А их диалоги насыщены разрядами чисто еврейского юмора, мудрого и поучающего. Сцены с Этель, вторгшейся к Гарри и минут за пятнадцать охмурившей его бесповоротно, очень смешны. Природная авантюристка, эта особа и нам преподала урок экспресс-обольщения. Жизнь, как говорится, заставит. Но смешное и серьезное рядом: возникло чувство, двое пожилых людей ощутили надежду, вновь нащупали улетучившийся из жизни смысл. Вот они уже танцуют, уже пьют вино, целуются, дурачатся - такие забавные, слегка вульгарные, но трогательные своей искренностью и впавшие в состояние детства...
Весь квартет стариков играют актеры, которые больше чем вдвое моложе своих героев. Таков замысел, при котором следует блеснуть мастерством "игры в возраст". И вот Алексей Шевченков, которого мы прекрасно знаем по киноролям лихих бандюков, играет безнадежно одряхлевшего мачо Гарри. В котором упорно не дает себя забыть драйв разбитной молодости, то и дело удивляя нас забойными выходками. Его новоявленную невесту играет красивая и молодая Светлана Макарова, полная яркого куража и авантюрных манер, что смотрятся бесконечно женственно. Старик Марк - Станислав Эвентов, высокий интеллигентный красавец с мягким обаянием. И Татьяна Мухина, напористая и дерзкая шутница, весьма неожиданна в роли скучной соседки миссис Адамс. Всем им словно предложено провести эксперимент по проекции собственной личности в собственную старость, вероятность которой кажется сейчас такой нереальной. Однако это очень поучительный эксперимент.