Мария Сперанская,
Театральная касса, декабрь 2007
Нас ждут далеко-далеко, не здесь
Эта пьеса написана Валерием
Мухарьямовым по умной, тонкой, ироничной и грустной прозе Исаака Зингера
(американский прозаик польского происхождения, лауреат Нобелевской премии по
литературе за 1978 год, несколько лет назад вся Москва зачитывалась его «Шошей»).
Спектакль тоже получился очень грустным, но при этом теплым и светлым, а
временами… необычайно смешным. Тема финала человеческой жизни, конечно, больше
понятна старшему поколению зрителей, но постановка сделана так, что смотреть ее
будет безоговорочно интересно и молодежи. Дело здесь, во-первых, в подробной,
«мелкоячеистой» режиссуре Юрия Клепикова, который увлекательно выстроил не
только главные сюжетные линии, но продумал и объяснил каждый шаг, каждое бытовое
действие персонажей, основательно поработав с актерами. Например, бесподобна
сцена, когда главный герой — 82 летний старый еврей Гарри — лезет по стремянке
на шкаф за коробкой с фото, чтобы показать соседке свою умершую жену, а потом,
гордо отказавшись от женской помощи, не может спуститься вниз. Во-вторых, здесь
есть определенная приманка для публики — все возрастные роли играют актеры
молодые. Впрочем, это производственная необходимость, ведь труппа театра
Джигарханяна — одна из самых молодых, и те, кому под и немного за 30-ть
вынуждены охватывать широкий возрастной диапазон — от резвой тюзятины до
бесконечности. В данном случае, неимоверно интересно наблюдать, насколько
талантливо 33-летний Алексей Шевченков перевоплощается в человека даже не в
двое, а чуть ли не в трое старше, примерив на себя все атрибуты немощи: шаткую,
шаркающую походку, невнятную речь, подслеповатый взгляд, причмокивание,
покашливание, хриплый смех, дрожащие руки, неопрятность, и не забывает при этом
о внутреннем содержании образа. Его Гарри — миллионер, но доживает век в
запущенной, захламленной квартире, среди таких же дряхлых, как и сам, вещей. У
него нет желаний и потребностей, остались только воспоминания. Всех развлечений
— визиты врачей, да пересмотр на допотопном проекторе фильмов с любимой Мерилин
Монро, которой в молодости он даже писал письма. День похож на день, пока в его
дверь не позвонила незнакомая женщина. 57 летняя Этель отменно сыграна актрисой,
всего в 2003 году окончившей ВГИК — Светланой Макаровой. Здесь и гротеск, и
многомерная эмоциональность, и звенящая пауза, и даже профессиональный перепляс,
ввергнувший зрителей в экстаз (хореограф Игорь Пиворович). Макарова показала
женщину-тайну, из тех, кого вечно подозревают в корысти и лицемерии. Так и тут —
сомнений в том, что это — аферистка, задумавшая женить на себе дряхлого богача,
не остается, но финал преподносит совсем иную развязку.
… Гарри с чемоданчиком
уезжает. Он даже помолодел — ведь теперь у него есть цель, и придется многое
сделать. 82 года? Что ж, время еще есть. И пусть за окном голые черные деревья,
и кажется, что весны уже не будет никогда. Это неправда.