'Отелло' - упущенный шанс

Москоу Таймс
Джон Фридман
Опубликовано: 21 февраля, 2003
(перевод с сокращениями)


Как бы не были велики различия, но общее между Вильямом Шекспиром и Эдвардом Олби есть -- оба среди самых популярных англоязычных драматургов в России. Олби, возможно, ставят в последнее время не так часто, но его репутация так же высока, как и прежде. Шекспир настолько укоренился в русской культуре, что иногда закрадываются сомнения в его английском происхождении. 

"Отелло" считается одной из самых великих пьес Шекспира и конечно ставится часто. Новая версия постановщиком которой, является кинорежиссёр Александр Зельдович, совместная продукция Боковфэктори и группы Театра Практика, уже четвёртая по счёту за последние годы, если включить и постановку оперы Верди в музыкальном театре им.Станиславского и Немирович-Данченко. По контрасту, постановка Владимиром Ячменёвым пьесы Олби "Крошка Алиса" в театре п/р Джигарханяна - гораздо менее очевидный выбор.       

"Крошка Алиса"  - ранняя пьеса Олби, написанная в 1964 году, это не та пьеса, которая сразу возникает в памяти при упоминании имени автора. Его наиболее известные "Кто боится Вирджинии Вулф?", "Что случилось в зоопарке" и "Три высокие женщины" являются теми пьесами, которые составили его репутацию.

Понятно, почему "Крошка Алиса" обычно считается одной из незначительных работ Олби. Вместо того, чтобы развиваться по своей собственной логике, она кажется написана по разнарядке на абсурдистские пьесы. Это довольно прагматичная пьеса, сделанная с холодным сердцем, сконструированная подобно математическому уравнению.

Алиса - загадочная фигура, самая богатая женщина в мире, которая решает пожертвовать фантастическую сумму -- $100 миллионов в год в течение 20 лет католической церкви. В обмен она хочет немного - только плоть и душу благочестивого послушника по имени Джулиан. Помогают ей в этой интриге собственный адвокат и дворецкий, оба её любовники. Также в это вовлечен коррумпированный кардинал, друг детства такого как и он нечистого на руку адвоката.

Есть что-то в этой пьесе от "Визита старой дамы" Фридриха Дюрренматта, где также состоятельная женщина возвращается в город своего детства и покупает у слабых и коррумпированных жителей право на казнь человека, который однажды её соблазнил и бросил. Но пьеса Дюрренматта, написанная на восемь лет раньше, чем "Алиса" несёт на себе отпечаток морального осуждения автора, работа же Олби похоже предполагает, что человеческий опыт существует в моральном вакууме, где любовь не обладает искупительной силой. Падение Джулиана -- Алиса соблазняет, женит его на себе и наблюдает, как его убивают, изображается, как совершенно неизбежное; фактически каждый, включая Джулиана, играет свою механически повторяющуюся без конца роль.

Этот спектакль украшают ряд великолепных актёрских работ. Первая сцена, которая знакомит нас с подозрительным адвокатом (Владимир Капустин) и скользким кардиналом (Юрий Анпилогов) во время обсуждения ими пожертвования Алисы, особенно сильная. Капустин и Анпилогов доносят мысль и ритм диалога Олби так, что подогревают наши ожидания до степени, которую возможно сама пьеса и не в состоянии оправдать.

В роли Алисы Ольга Кузина обманчиво безобидна, даже когда она предстаёт перед Джулианом в разных образах, смущая его и соблазняя медленно, постепенно. Алексей Шевченков в роли Джулиана обманчиво вкрадчивый со своей стороны, желающий и старающийся изо всех сил остаться с добродеятельной душой, но каждый раз позволяет своему страху перед возвратом в безбожные годы вырваться наружу. Наивысший по остроте момент в исполнении Шевченкова, когда он наконец дает обрушиться искусственному фасаду пристойности своего персонажа. А дворецкий Андрея Мерзликина, внешне напоминающий Гитлера, и вовсе является воплощением двуличности.

Контрастирующие визуальные эффекты этой постановки созданы богато украшенными костюмами Юлии Акс и почти незаметными декорациями Романа Снегура. Отражая идею о том, что все люди играют роли вечно повторяя себя самих, действие происходит на почти голой сцене, глубина которой подчеркивается семью слоями занавеса. Единственный реквизит - это миниатюрная модель замка, в котором и происходят все события. Основная идея Олби в том, что события на сцене, свидетелями которых мы являемся, одновременно происходят и внутри этой модели, в которой в свою очередь находится такая же модель, а в ней другая и так до бесконечности. Таким образом, если эти события повторяются постоянно в течение времени, они одновременно случаются бесконечное количество раз в бесконечном пространстве.

Пьеса Олби мне показалась слишком просчитанной и сформулированной, чтобы завладеть вниманием надолго. С другой стороны, я часто был захвачен нюансами игры актёров.

ролиссылкиафишагостеваяНазад


Сайт создан в системе uCoz