Ольга Игнатюк
Культура
Уж не пародия ли он?
Вся мировая классика делится нынче в театре на два стана: тот, что существует «в
тени традиции», уважая ее и развивая, и «альтернативный», играющий с классикой в
великое множество всяких игр, подаренных веком постмодернизма. «Дон Жуан, или
Каменный Гость» в Театре Джигарханяна — вариант номер два; да и вряд ли эта
сцена, ориентированная на актуальную тематику новых времен и новую энергичную
аудиторию, интересовалась бы «чистотой классического канона».(продолжение)
К слову сказать, альтернативные «Три сестры» этой сцены
были признаны одной из перспективных чеховских трактовок в юбилейном Чеховском
году. Чего никак не скажешь о мольеровском «Дон Жуане» в постановке Владимира
Ячменева, явившем собой неутешительный и отнюдь не перспективный вариант «версификации
классики».
Начинается этот спектакль столь интригующе-помпезно, а декорации (с
использованием живописи итальянских и французских мастеров XVII — XVIII веков) и
оперно-симфоническая увертюра столь романтичны, что способны обмануть кого
угодно в жанре предстоящего зрелища. Сей «призрак оперы» в декорациях-картинках
сопровождает действие и дальше — однако само действие очень далеко и от времен
прекрасной старины, и от иных благородно-классических материй. Вышедшие на сцену
персонажи, отодвинув живопись французских мастеров, сами правят бал и
устанавливают свои законы мольеровского сюжета.
Вот выбегает Сганарель (Алексей Шевченков) и почему-то голосом Владимира
Высоцкого начинает свой гневный монолог, обличающий сластолюбца Дон Жуана. Но
это еще только начало, и наш темпераментный Сганарель по ходу спектакля каких
только масок и костюмов на себя не примерит, оголтело несясь по клавиатуре
всевозможных жанров, стилей и образов. Продвигаясь далее по сюжету, мы, не
прекращая удивляться, обнаруживаем в нем также бесконечный парад эпох, манер и
стилей, мелькающих перед нами в необъяснимом кураже.
Вот покинутая Дон Жуаном Эльвира с манерами современной бизнес-вумен отчитывает
своего неверного супруга. А вот комедия дель арте, персонажами которой вдруг
становятся Пьеро с Шарлоттой, выламываясь и кривляясь в своем нехитром диалоге
так, как персонажам дель арте, вероятно, и не снилось. А вот древнегреческие
нимфы в туниках — три обманутые Дон Жуаном особы, оплакивающие свою участь. Вот
и номер из современного КВН: Диманша, пришедшего получить у Дон Жуана свой долг,
Сганарель и его хозяин так дурачат и так «разводят», как это умеют делать одни
лишь лихие одесские кэвээнщики либо подмосковные бандюки. Капустническое
мелькание фарсовых костюмов от рыцарских средневековых до панковских,
шансонетных и даже эскимосских сливается перед нами в некую дурную бесконечность,
являя горячо любимый нашей публикой жанр эстрадного шоу.
Да, перед нами истинный театр пародийного шоу, цель которого — непрерывное
веселье любой ценой, минуя смысл великой пьесы Мольера. До него тут, кажется,
нет дела никому. Атака пародийного стеба столь сильна, что зрителю, в общем-то,
и некогда толком задуматься о сути происходящего. Круговая клоунада действующих
лиц, всеобщий драйв фарса и розыгрыша смахивают также на цирковое представление,
несущееся галопом и не дающее опомниться замороченной публике. Технология
пародии, освоенная здесь капитально, нацелена осмеять каждого, начиная с Дон
Жуана и заканчивая Командором.
Герои выходят на сцену, кажется, лишь во имя того, чтобы явить публике очередной
популярный типаж — современного рокера, тюремного пахана либо дискотечную девицу,
парики и старинные шляпы спадают с голов сразу же по причине их полной
ненужности, а любая сцена доходит до апофеоза пародийного кривлянья. Тут
воспроизводятся манеры не только Высоцкого, но и Райкина, и Нееловой, и самого
Джигарханяна, да и много чего еще любопытного тут можно обнаружить. «Угощайтесь!»
— предлагает Шарлотта Дон Жуану, задирая свою юбчонку (и это, кажется, уже из
феллиниевского «Амаркорда»). Статуя же Командора, сыгранная почему-то женщиной,
в ответ на зов Дон Жуана отужинать с ним забавно кивает ему в прикольной
клиповой манере. Зал постанывает от хохота.
Вам не терпится, вероятно, узнать и о главном герое — что за птица? Популярный
персонаж наших телесериалов, миляга-парень, которого зритель встречает
оживленными возгласами узнавания — Станислав Дужников, — он и есть здешний Дон
Жуан. Добродушный толстяк с выдающимся вперед животом, лишенный всякого
магического ореола, он вызывает всеобщее умиление публики тем, что играет именно
самого себя, Стаса Дужникова, доброго, милого, положительного блондина, у
которого ни одной черной мысли за душой. Текст роли рокового соблазнителя
настолько чужероден в его устах, что звучит абсолютной пародией. Вот он «соблазняет»
Шарлотту и тут же Матюрину, вероломно бросает Эльвиру, но делает это так смешно
и лениво, что смотреть на все очень забавно. И это тоже пародия. Но если мы
все-таки зададимся целью понять, что же несет в себе эта фигура, какую мысль,
какую идею, то не обнаружим в ней ни цинизма, ни романтизма, ни жажды красоты,
ни противоборства с миром, ни собственной философии, а лишь безмятежность и лень,
делающие ее в данном контексте крайне смешной. Ну чем не пародия, скажите?
Зритель выходит из зала, насмеявшись до икоты, но вряд ли уяснив что-то
серьезное из мольеровского сюжета. Хотя именно в наши «безбожные» времена
следует ставить это философское полотно о великом богохульнике, пославшем вызов
небесам и заслужившем страшную кару. Жаль, что именно философия пьесы оказалась
здесь никому не нужна.