Мария Сперанская
Театральная касса
Дон Жуан, или Каменный гость
Кто такой Дон Жуан знает каждый. И каждый представляет его по- своему. Для
кого-то это пылкий гламурный красавец, для кого-то — брутальный мачо, почти
животное, а для кого-то — тонкий, терпеливый психолог, знаток женской души…
Вариантов много.(продолжение)
А вот режиссер Владимир Ячменев в новой постановке
театра п/р А. Джигарханяна решил сделать образ Дон Жуана многомерным, соединив
все разнообразие возможных типажей в одном исполнителе. Поэтому и не удивительно,
что на заглавную роль был назначен хорошо известный по работам в кино («ДМБ», «Теория
запоя» «Каменская 2-4») актер Станислав Дужников, вроде бы фактурно сюда вовсе
не подходящий. Но это лишь на первый взгляд. Обаятельный розовощекий увалень,
медлительный добряк с грустными глазами по ходу действия неоднократно
превращается и в стремительного беспринципного сатира, и в сладкоголосого
льстеца, и в пресытившегося женскими прелестями дамского угодника, и в циничного
лицемера. Вместе с этим будто меняется и его облик, в то время как
дополнительных театральных приспособлений для этого не используется. Лишь
однажды актер появляется в длинноволосом, рыжем парике, но вскоре избавляется от
него, как от атрибута отрезка прошлой жизни своего персонажа.
Особо интересно то, что режиссер, постарался посмотреть на донжуанство не только
мужским взглядом (своим и Мольера), но и женскими глазами. В результате
хрестоматийный сюжет приобрел непредсказуемый оттенок, ведь статуя командора
оказалась — женской (Ольга Прихудайлова)! Выходит, расплата настигает распутника
именно в женском лице, а это уже совсем другая история! Впрочем, и иных
неожиданностей в спектакле предостаточно. Например, в одной из сцен персонажи на
полном серьезе пытаются добыть огонь первобытным способом — трением, вставив
деревянную палочку в углубление сухого бревна. И самое удивительное, что
довольно скоро это им удается: появляется дымок — настоящий, а никакой не
бутафорский, и доносится вкусный запах жженого дерева. Казалось бы, этот номер
сделан лишь для того, чтобы придать постановке дополнительного комизма, ан нет —
тут явный намек на связь времен: донжуаны были и в каменном веке, и в
средневековье, и в наши дни их не перечесть. По поводу наших дней — прием, хоть
и не новый, но здесь он используется не в лоб, а лишь пунктирно: то в дерганом
слуге Дон Жуана — Сганареле (Алексей Шевченков) — узнаешь типичного наркомана со
стажем, то вдруг понимаешь, что лица главных героев очень современны, оттого что
намеренно не загримированы «под эпоху», а то и вовсе захочешь примерить на себя
кое-что из костюмов, в которых запросто можно появиться и на клубной вечеринке и
на торжественном приеме. Кстати именно костюмы, сотворенные художницей Юлией Акс
в стиле фьюжн — сочетание несочетаемого, дают возможность не заскучать, когда
внимание слегка притупляется на чьем-то длинном монологе — их можно разглядывать
бесконечно, подмечая все новые детали и детальки. Вот только один из них:
бумазейный халат из тканей в клеточку, в цветочек и в полосочку, но длинные
рукава его — из цветастого китайского шелка, и тут же - эскимосский капюшон,
отороченный мехом, плюс ко всему — валенки. Угадайте, кто так одет?