Трогательная
итальянская комедия 'Вор,' возвращённая к жизни
Москоу
Таймс
Джон
Фридман
Опубликовано:
26 февраля, 2009
Наверное
в каждом москвиче есть немного от неаполитанца.
Как ещё можно объяснить неувядающую любовь московских
театров к Эдуардо де Филиппо, актёру из Неаполя,
чьи содержательные комедии регулярно возрождаются
в этом городе?
Возможно,
вот эта комбинация незадачливости и доброго
сердца, бесконечные попытки понять смысл жизни
и быстро разбогатеть? Или может быть это то, как
люди в его пьесах живут на грани, готовы дать
то, что требуется от них в настоящую минуту --
дружбу, любовь или выскользнуть из затрудниельного
положения?
Все
эти составляющие есть в "Де Преторе Винченцо"
Эдуардо де Филиппо, пьесе поставленной Юрием
Клепиковым в Театре п/р Джигарханяна под названием
"Вор". Несмотря на впечатляющий список из
двух дюжин действующих лиц, это камерная пьеса,
которая целиком и полностью сосредоточена на
Винченцо, мелком воришке, и на впечатлительной
Нинучче, которая уверена в том, что её любовь
способна творить чудеса. И что характерно для
этого автора, история трогательная, смешная,
но и поучительная в то же время.
Алексей
Шевченков в образе Винченцо. Резкий снаружи,
но мягкий внутри, он живёт на скорости 200 миль
в час, вероятно, как способ убежать от демонов,
преследующих его. Всегда кто-то у него "на
хвосте", всегда за ним какой-то маленький грех
зудящий, следующий за ним по пятам и грозящий
уничтожить его -- и в глазах закона и в глазах
девушки, отношение к которой, уже мучительно
похоже на любовь. Терзания совести почти никогда
не тревожат его, покрайней мере до того момента,
когда уже слишком поздно,но это пожалуй его изъян,
чем упущение. Он слишком занят своим лидирующим
положением среди воров, чтобы дать такому аморфному
понятию, как совесть, встать у него на пути.
Нинучча
в исполнении Марии Козловой - персонаж из детской
сказки. Её доверчивость бесконечна, её верность
непоколебима, её чистота неоспорима. Она так
безнадёжно и искренне влюблена в нечестного,
но обаятельного Винченцо, что буквально передаёт
себя в его руки, даже не поразмыслив. На такое
способна только самая доверчивая и самая наивная
молодая влюблённая девушка.
И
ведь есть на самом деле причина для сомнений
Нинуччи. Донна Кармела, хозяйка дома, где живёт
Винченцо, прямо подозревает своего постояльца.
Татьяна Мухина в этой роли - женщина уже повидавшая
гораздо больше нечистых на руку типов, чем сам
Винченцо мог бы повстречать за всю свою жизнь.
Она чует "крысу", и делает всё, чтобы заслонить
Нинуччу от греха подальше. Но безрезультатно.
В
режиссуре Клепикова юмор из всего этого улетучивается,
в пользу дуновения трагедии и прилива нежности.
Есть нерв в этой постановке, который ощущается
с первым появлением на сцене Винценцо взвинченного
и крикливого. Его запоздалое сетование -- "Я
имею право на счастливую жизнь" -- лейтмотив
всей постановки, хотя до самого конца нет определённости,
справедливо это или нет.
Де
Филиппо дает ещё несколько неожиданных поворотов
в сюжете об этих двух людях без гроша в кармане,
пытающихся разными способами сделать что-то
путное из своих жизней.
И
Клепиков даёт своим актёрам разгуляться. Большая
уличная сцена с девушками- цветочницами, прохожими,
американскими туристами, полицейскими, продавцами
яиц и ещё много чего обрамлено большой песней
и танцевальным номером с участием явно раскаивающегося
Винченцо, увлекающего за собой весь город прелестными
танцевальными шагами. Даже позже, путешествие
Винченцо в загробную жизнь также сопровождается
номером с квик-степом, в котором участвуют все
святые и сам Господь Бог -- и всё это как часть
непрекращающегося поиска своей версии справедливости
в этом мире для мелкого вора.
А
вот то, что Винченцо похоже никогда не поймёт,
даже сумев обвести вокруг пальца Бога, это то,
что нельзя фальшивить в любви. И если ты это сделал,
это вернётся и будет преследовать тебя.
Абсолютно
правдоподобным декорациям Маши Позднеевой,
состоящим из бедного жилища и просторной итальянской
площади Клепиков противопоставляет постоянную
несуразицу. В спектакле полно странных, нереалистичных
событий, таких, как поднос, который постоянно
подбрасывают и который никогда не падает или
звук льющейся воды нелепо сопровождающий рассказы
Нинуччи о мытье бутылок для заработка на жизнь.
Это
постановка "Вора" сулит больше юмора, чем
дает, но там множество таких вещей, которые задевают
сердечные струны.